Интервью Евгения Гуленкова журналу «Большой спорт»

Руководитель ралли-школы АСпорт Е. Гуленков дал интервью журналу «Большой спорт». Думаем, многим будет интересно его почитать.

Ралли бизнесменов

Большинство российских участников авторалли тратят на подготовку свои собственные средства, заведомо зная, что они никогда не окупятся. О том, что заставляет бизнесменов совершать столь непрактичные поступки рассказывает председатель и главный тренер клуба «АСпорт» Евгений Гуленков.

Большинство российских участников авторалли тратят на подготовку свои собственные средства, заведомо зная, что они никогда не окупятся. О том, что заставляет бизнесменов совершать столь непрактичные поступки, за какой срок можно выйти на уровень сильнейших российских спортсменов и во сколько это обойдется, в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает призер чемпионата Европы по ралли-рейдам, неоднократный чемпион СССР по автоспорту, председатель и главный тренер клуба «АСпорт» Евгений Гуленков.

Как люди, посещающие школу водительского мастерства, превращаются в участников серьезных ралли?

Мы не ставим задачи сделать спортсменов из всех посещающих школу, а повышаем уровень имеющегося у человека водительского мастерства. В результате многие покупают автомобили большей мощности и хотят по полной использовать технические возможности своей машины. Каждый год у нас появляются ученики, которые заявляют о том, что хотели бы чего-то большего. В ралли-школе начинают заниматься те, кто хочет попробовать себя именно в автоспорте, а это имеет мало общего с простым повышением мастерства: создаются специально подготовленные автомобили с особым каркасом безопас­ности. С каждым мы занимаемся индивидуально, под конкретного человека с учетом его особенностей дорабатывается программа.

Когда человек говорит, что хочет заниматься автоспортом, с чего начинается сотрудничество с клубом?

Прежде всего мы спрашиваем, в каком именно виде он будет специализироваться. Многие четко понимают, чего именно хотят. Помню, достаточно известный в Москве человек заявил: «Я хочу выступить в чемпионате мира по ралли». Мы объяснили, что нужна соответствующая лицензия, автомобиль… Но человек настоял на своем, выступил на этапе чемпионата мира в Финляндии и занял десятое место в группе N на Subaru. Конечно, ему повезло, что сошло много экипажей, но десятое место – это хороший результат, оно дает рейтинговые очки.

Какую сумму нужно потратить, если хочешь что-то выиграть в автоспорте? Сколько стоит здесь победа?

Есть два подхода. При первом человек ставит задачу, например, стать чемпионом России, мы просчитываем бюджет в зависимости от класса автомобиля – машина, штурман, запчасти, техническое обслуживание. Годовой бюджет лидеров чемпионата России по ралли в классе N4 (полноприводные турбированные автомобили с объемом двигателя 2 литра) около 400 тысяч евро. Но, рассуждая о бюджете, следует делать оговорку на опыт пилота и другие факторы – некоторые и с большими суммами проигрывают. Стоимость хорошо подготовленного автомобиля около 100 тысяч евро, меньше чем за 80 тысяч новую машину построить нельзя. У некоторых от начала занятий автоспортом до победы в чемпионате страны проходит два-три года, а кто-то и десятилетиями не выигрывает.

Многие удовлетворяются самим участием в соревнованиях, потому что не имеют достаточно времени для тренировок. Чаще всего люди ездят за свои деньги, а их количество, как правило, ограниченно, так что выбираются отдельные соревнования в рамках бюджета. Те же, кто может позволить себе серьезные траты, обычно испытывают трудности со свободным временем. Я еще не встречал человека, у которого бы совпали эти факторы. А вот людей, которые настолько увлеклись ралли, что почти забросили свой бизнес и в этой сфере у них возникли проблемы, видел. В автоспорте они достигали очень серьезных результатов. Люди с большими деньгами действительно работают, с них по семь потов сходит.

Какая минимальная финансовая планка для вхождения в ралли?

Думаю, около 50 тысяч евро в год. При меньшей сумме нужно думать о ралли третьей категории или другом количестве стартов. Чем хороши монокубки? Там все одинаковое – машины, дороги, условия – и все зависит от пилота. Есть такое соревнование – Кубок Renault Logan. Это «смешной», но в то же время очень надежный автомобиль, и первые шаги в автоспорте делать на нем очень удобно. Наш ученик Игорь Грушелевский решил для начала соревноваться именно в этом классе, однако уже приобрел Mitsubishi Evo 9 и принялся за его постройку. Кубок Renault Logan предлагает очень дешевое обслуживание, так что это явно неплохой вариант. Сто­имость подготовленного к ралли автомобиля Renault Logan – около 25 тысяч евро, та же Lada Kalina дороже и менее надежна. Если же выступать в более высоком классе, то будет велика роль техники – далеко не все потери мощности автомобиля покрываются мастерством пилота.

В массовом сознании автомобиль Renault Logan и «успешный бизнесмен» – понятия несопоставимые. Нет ли у этой серии проблем с привлечением пилотов из-за недостаточной престижности?

Возможно, и есть. Я бы очень не хотел, чтобы слово «ралли» ассоциировалось с Кубком Renault Logan. Даже в спортивном варианте эта машина не имеет ничего общего с насто­ящим раллийным автомобилем. С другой стороны, это намного лучше, чем ралли третьей категории.

Можно ли остаться в финансовом плюсе, участвуя в ралли?

Вознаграждение есть – например, за победу в Кубке Rolf вручается автомобиль. Другое дело, что потратить для этой победы нужно 200 тысяч евро. Вряд ли главный приз столько стоит.

Ваши воспитанники выступают за клуб «АСпорт»?

Бывает по-разному. «Лицензия заявителя» выдается Российской автомобильной федерацией, некоторые получают свою, некоторые едут под нашей. Такая же ситуация и с рек­ламой спонсоров. Иногда люди говорят: «Выступаю за свои деньги, нет спонсоров, могу я обклеить автомобиль вашими логотипами?» В таких случаях мы идем навстречу.

Насколько велики разрывы в уровне подготовки участников чемпионата России? Легко ли новичку вклиниться в элиту?

Начинают ведь не с первенства страны. Одни – с любительских соревнований, некоторые – с ралли третьей категории, есть еще Кубок России. Стать чемпионом России за три года в некоторых классах – задача вполне выполнимая, в N4, конечно, сложнее.

Какова профессиональная принадлежность людей, серьезно решивших заняться автогонками?

Как правило, они занимаются бизнесом, есть топ-менеджеры банков, строительных компаний. Сферы различаются, но люди друг на друга похожи – активные и разнообразно одаренные.

Большинство бизнесменов, занима­ющихся автоспортом, делают это «для себя» или ради побед?

Поначалу многие говорят, что их «не интересует занятое место», но потом от них не услышишь таких заявлений. В человеке на генном уровне заложен дух соперничества. Все мы каким-то образом пытаемся выделиться, самоутвердиться. Психологически справиться с собой очень сложно – въехать в поворот, которого ты не видишь, по подсказке штурмана со скоростью свыше 200 км/ч – это сказочно прекрасно.400 тысяч евро – такой в среднем годовой бюджет лидеров чемпионата России по ралли в классе N4. Но, рассуждая об этой сумме, следует делать оговорку на опыт пилота и другие факторы – некоторые спортсмены и с большими суммами проигрывают. Стоимость хорошо подготовленного автомобиля – около 100 тысяч евро, меньше чем за 80 тысяч новую машину построить нельзя. И, конечно, надо учитывать, что чемпионом вы станете не сразу: от начала занятий автоспортом до победы в первенстве иногда проходит два-три года, а кто-то и десятилетиями не может достигнуть желаемого

Вы и сами участвуете в ралли. В каком качестве?

Чаще всего – в качестве тренера. В автомобиле два человека, которые в любой момент могут поменяться местами, правилами это не регламентируется. Но чаще всего есть четкое разделение на пилота и штурмана, поскольку подготовка несколько различается. Штурманом в полноприводном автомобиле даже физически быть тяжело – большие перегрузки.

Вы помогаете своим ученикам строить автомобили для гонок?

Да. В качестве основы чаще всего берутся Mitsubishi и Subaru, построить топ-автомобиль в зависимости от комплектации стоит 120–150 тысяч евро. На цену серьезно влияют даже такие, казалось бы, мелочи, как наличие люка, кевларовые обшивки и так далее. Некоторые готовят автомобили в России, некоторые – в Европе, однако самому без соответствующего опыта чемпионский автомобиль не сделать. В этом деле необходимо знать последние тренды. Ралли – командный вид спорта, важна не только машина, но и пилот, штурман, сервис. Не думаю, что среди топ-пилотов в России и Европе кто-то имеет секреты в плане того, из чего именно построен автомобиль.

Сколько у вас сейчас учеников?

Трое. У них разные уровень подготовки и задачи, поэтому на соревнованиях они пересекаются редко. Иногда ко мне обращаются бывшие ученики с просьбой устранить определенные пробелы в подготовке. Кто-то назвал «королевой автоспорта» «Формулу-1», но с этим многие не согласны – до этого звания ей очень далеко. А вот ралли включает в себя все элементы автоспорта – умение двигаться по асфальту, грунту, снегу при любых погодных условиях. Раллист может соревноваться практически в любой автомобильной дисциплине.

Большой спорт №11 (29)
Дмитрий Маслов

Похожие записи