Автомобильный спорт

Об автоспорте

Дорогие друзья, ралли-школа «АСпорт» ставит перед собой основную задачу – познакомить вас с автоспортом, помочь на всех этапах спортивной карьеры и содействовать реализации ваших гоночных талантов в полной мере. В вашем распоряжении весь наш опыт, знания и технические возможности.

Мы хотим познакомить вас последовательно со всеми аспектами автомобильного спорта вообще и нашей работы в частности, раскрыть весь спектр вопросов в данной области и помочь вам правильно сформулировать собственные цели и задачи. А начнем мы с описания ряда базовых положений, касающихся деятельности автоспортсмена.

Администрирование автомобильного спорта

Разработку и контроль за соблюдением правил и норм по автомобильному транспорту, автостроению и автомобилизму в целом, в т.ч. и по автомобильному спорту, проводит Международная Автомобильная Федерация (ФИА). Родиной ФИА является Франция – поэтому официальным языком ФИА, наравне с английским, является французский, и аббревиатура строится по франкоязычному написанию названия – Federation Internationale De L’Automobile. Основным документом ФИА, регламентирующим мировой автомобильный спорт, является Международный Спортивный Кодекс (МСК ФИА). Для осуществления администрирующих функций на территориях разных стран, ФИА делегирует свои полномочия национальным автомобильным федерациям (НАФ). В нашей стране такой организацией является Российская Автомобильная Федерация (РАФ). РАФ имеет всю полноту полномочий по управлению автоспортивной деятельностью на территории России. Вся регламентация автоспорта на территории России содержится в ряде документов РАФ, главным из которых является Спортивный Кодекс (СК РАФ). СК РАФ составлен на основе МСК ФИА с сохранением наименований глав и нумерации глав и статей. Свод основных документов РАФ издается каждый год со всеми дополнениями и изменениями и называется Ежегодник Автомобильного Спорта. Любая автоспортивная деятельность, которая не соответствует требованиям РАФ и ФИА и осуществляется без их согласия, является нелегальной. Вся информация, приведенная на этой странице, касается официального автомобильного спорта.

Виды автомобильного спорта

Автомобильный спорт – понятие весьма широкое. По сути, сюда подпадает любое соревнование с участием автомобилей. Причем суть соревнования не обязательно должна сводиться к скоростному движению – это могут быть и задания по замене колеса, ориентированию или фигурному маневрированию. Согласно всероссийскому реестру видов спорта (ВРВС), по состоянию на 14.07.2003г., определены следующие виды автомобильного спорта в России: Горные гонки, Многоборье по ПДД, Бигфут-рейсинг, Джип-триал, Дрег-рейсинг, Ледовые гонки, Картинг, Кольцевые гонки, Кросс, Ралли, Ралли 3-й категории, Ралли-кросс, Ралли-рейд, Ралли-спринт, Трак-триал, Трековые гонки, Трофи-рейд. Описания видов спорта содержатся в СК РАФ и Правилах проведения соответствующих спортивных соревнований, которые Вы можете найти в Ежегоднике автоспорта РАФ.

Автомобильный спорт – командный вид спорта

Пилот спортивного автомобиля, который поднимается на подиум для получения награды – лишь макушка огромного айсберга, большая часть которого вообще находится под водой. Конечно, применительно к ряду соревнований «любительского класса», где уровень технических и организационных вопросов не столь высок, пилот может сочетать в себе должности и механика и инженера и руководителя команды. Однако в профессиональном автоспорте одному человеку это уже не по силам. Чем выше ставки, тем большее количество знаний и умений требуется для решения всех задач. Для побед на высоком уровне требуется целый штат людей, каждый из которых мастер своего дела – это и есть команда. Причем в команду входят не только люди, непосредственно выезжающие на соревнования и носящие одежду в цветах генерального спонсора – это многие специалисты, которые обеспечивают победу в конструкторских отделах и мастерских, за телефонами и компьютерами, решающие технические, финансовые и организационные задачи. Пилот – это лишь одно из звеньев длинной цепи. Проигрыш гонки может быть следствием ошибки, которая допущена месяц назад человеком, находящимся за тысячи километров от места старта. Команды уровня Чемпионатов мира уже давно стали целыми Научно-исследовательскими и производственными центрами.

Автомобильный спорт – технический вид спорта

Техническое совершенство и уровень подготовки спортивной техники играют решающую роль в успехе выступлений автоспортсмена. Спортивный инженер (главный механик) – второй человек в команде. Для обеспечения безопасности соревнований и уравнивания шансов всех участников, спортивные автомобили обязаны отвечать определенному набору требований. Эти требования различны для разных групп и классов спортивных автомобилей. Соответствие автомобиля или одного из его компонентов требованиям соревнований подтверждается специальным спортивным сертификатом – омологацией.

Большое количество классов гоночной техники подразумевает выполнение спортивного автомобиля на базе одного из серийных образцов – кузовные классы. В требованиях к таким автомобилям указан перечень изменений, который допустим по отношению к серийному аналогу. Этот перечень может значительно отличаться для разных групп кузовных автомобилей – для одних он минимален и спортивный автомобиль в значительной степени схож с серийным, для других – перечень столь широк, что, несмотря на внешнее сходство, от источника остаются только крыша и эмблема на капоте и по характеристикам спортивный автомобиль отличается от своего серийного собрата, как самолет от мопеда.

Имеются и классы спортивных автомобилей, которые не обязаны нести в себе элементы и внешний вид серийных образцов – формулы, багги, некоторые дрэгстеры и др. Чем больше список возможных изменений и конструкторских новаций, тем большее значение приобретает работа инженеров и конструкторов команды и увеличивается стоимость автомобиля. Лидерство в высших классах гоночных автомобилей по силам только лишь командам с поддержкой автогигантов – как с экономической, так и с инженерной сторон. Для придания автоспорту массовости существует ряд более строгих с технической точки зрения и, соответственно, дешевых классов.

Пределом унификации и удешевления автоспорта являются моно классы – соревнования с участием автомобилей только одной марки, подготовленных одинаково с минимальными отличиями от серийных аналогов для кузовов, или при одинаковой, часто дешевой, конструкции для формул. В моно классах, ввиду равенства технических характеристик автомобилей, на первое место выходит мастерство пилота. Одним словом – чем больше количество переменных, тем выше класс спортивных автомобилей, тем большее количество людей требуется для работы команды, тем дороже обходятся выступления.

На чем можно ездить

Для участия в спортивных соревнованиях, автомобиль должен отвечать определенным требованиям. Международным сводом технических требований для спортивных автомобилей является Приложение «J» МСК ФИА. Российский аналог такого документа – Классификация и технические требования к автомобилям, участвующим в спортивных соревнованиях (КиТТ). Требования к спортивным автомобилям связаны, прежде всего, с безопасностью спортсменов – чем выше статус и степень риска на соревновании, тем жестче требования к автомобилям. Требования включают в себя перечень необходимых изменений, а также перечень запрещенных изменений для каждого класса.

Необходимые изменения это: каркас безопасности, сидения, ремни, система пожаротушения и др. Все это должно быть омологировано, т.е. иметь сертификат допуска. Таким образом, наличие указанных элементов позволяет считать автомобиль пригодным для участия в спортивных соревнованиях. Перечень всех требований по подготовке данного автомобиля к спортивным соревнованиям называется картой омологации. Дополнительные доработки автомобиля зависят от пожеланий спортсмена при условии, что они не выходят за рамки требований. Омологация имеет период, на протяжении которого она действительна. Спортивный автомобиль, имеющий действующую карту омологации, несет в себе элементы, каждый из которых имеет действующую омологацию. Ежегодно ФИА и НАФ публикуют списки автомобилей, которые имеют действующую омологацию на текущий год. Для автомобилей, имеющих просроченную карту омологации, выделяется отдельная группа – в России группа «Н» (национальная).

Омологация бывает национальной и международной – первая дает право участия только в национальных соревнованиях, вторая – в т.ч. и в международных. Исключением является каркас безопасности – он может быть изготовлен самостоятельно в соответствии с требованиями КиТТ или Приложения «J» МСК ФИА и эксплуатироваться без каких-либо документов. Перед началом любого соревнования проводится техническая комиссия, на которой, в частности, технические комиссары проверяют соответствие каркаса безопасности требованиям. Каркас безопасности, который изготовлен в соответствии с требованиями КиТТ будет допущен только на национальные соревнования, каркас, изготовленный по Приложению «J» МСК ФИА – также и на международные соревнования. Каркас безопасности, который приобретается у специализированного производителя, имеющий национальную омологацию, но изготовленный в соответствии с Приложением «J» МСК ФИА, будет допущен на международные соревнования. Исключением являются отдельные классы (например, WRC, Super 1600), где допускаются каркасы безопасности имеющие только международную омологацию – такие требования указываются в регламентах соответствующих соревнований. Во многих случаях даже установка омологированных каркасов безопасности может осуществляться только фирмами, которые имеют на это специальное разрешение.

Главный вопрос

Из всего вышесказанного вытекает главный вывод – автомобильный спорт требует значительных финансовых затрат. Эти затраты тем больше, чем выше уровень соревнований. Автоспорт во всем мире живет за счет двух статей доходов – реклама и собственные сбережения спортсменов. Причем спонсорская поддержка, как правило, появляется только по достижении спортсменом или командой довольно высокого уровня выступлений – тогда спонсор получает к себе должное внимание в связи с победами своего протеже. Начальное становление любого спортсмена в основном осуществляется на средства, которые «не окупаются». В странах с развитой рекламной спортиндустрией, конечно, начальный путь спортсмена может быть значительно короче – при отличных показателях имеется хороший шанс того, что тебя заметят и помогут деньгами. Но, даже находясь на высоком счету в спортивном мире, большинство пилотов обязаны принести в свою команду деньги личных спонсоров. Топ-пилотов, которые не разыскивают деньги, а просто получают гонорары за свои выступления, во всем мире может набраться лишь десяток.

В нашей стране, к сожалению, рекламная привлекательность автоспорта пока очень низка – спортивные соревнования мало кто видит, поэтому отечественные пилоты рассчитывают только на собственные финансовые планы. Подписание контракта на спонсорское финансирование для любого спортсмена в мире является событием часто более важным, чем брызги шампанского на подиуме. На этапе становления деньги играют решающую роль – они позволяют больше тренироваться на более совершенной технике. Любые заявления о желании стать автоспорстменом встречают только один вопрос – сколько денег ты готов на это потратить? Причем потратить не один раз, а каждый год – это называется годовой бюджет. Требуемые суммы, конечно, очень разные: для соревнований любительского плана – это тысячи долларов, для полубоевых (клубных) – пару десятков тысяч, минимальный уровень профессионального автоспорта начинается от 50 тыс., а задача приехать в 3-ке лидеров на Чемпионате России в гр.N решается только с отметки в 300 тыс… Каждый выступает на том уровне, который ему по силам.

Однако прелесть автоспорта заключается в том, что удовлетворение от победы на приз соседнего двора может быть нисколько не меньше эмоций от победы на Чемпионате Мира! Автоспорт прекрасен сам по себе. Поэтому дерзайте, ищите возможности и совершенствуйтесь – это очень приятный путь, и неважно до какого уровня Вам суждено подняться!

Оставьте заявку на обучение

или получите консультацию по любым вопросам, связанным с автоспортом