Обзор автомобиля «Волга» ГАЗ-21

Недавно наши ученики выступили в любительском ралли на автомобиле «Волга» ГАЗ-21. Эта машина уже давно стала легендой, и до сих пор она вызывает интерес автолюбителей. Мы решили немного рассказать вам о ней.

Разработка автомобиля началась в 1952 году.

Автомобиль ГАЗ-М21 «Волга» первого «выпуска» - производился с 1956, по ноябрь 1958 годов. До конца 1957 года комплектовался нижнеклапанным двигателем с рабочим объемом в 2,42 л (2420 куб. см), мощностью 65 л.с. при 3800 оборотах в минуту. Всего с таким мотором было выпущено 1,1 тысяч экземпляров «Волги».

Автомобиль ГАЗ-М21 второго «выпуска» производился с 1959 по 1962 годы. «Выпуск» 1958-1959 годов считают переходным. Изменения внедрялись постепенно и касались оформления кузова, увеличения колесных арок передних крыльев, изменения электропроводки Общий объем производства автомобилей второго «выпуска» составил 160 тысяч экземпляров.

Автомобиль ГАЗ-М21 третьего «выпуска» производился с 1962 по 1970 годы. Машина получила новую решетку радиатора из 37 хромированных вертикальных пластин. С капота исчезла фигурка оленя и молдинг. Было уменьшено количество хромированных декоративных деталей. Линии кузова стали более плавными и гармоничными. Из производственной линейки убрали модификацию с АКП, рычажные амортизаторы заменили телескопическими, была увеличена до 75 л.с. мощность мотора для базовой серийной модификации. Общий объем производства автомобилей третьего «выпуска» составил 470 тысяч экземпляров.

Тогда же была выпущена небольшая серия автомобилей марки ГАЗ-23 - скоростная модификация ГАЗ-М21 с силовым блоком от ГАЗ-13 «Чайка» (АКП, 8-цилиндровый двигатель мощностью 160, а позже 195 л.с.). Этот автомобиль предназначался для силовых структур (в частности, КГБ) и был выпущен в количестве 608 экземпляров.

ГАЗ-21ТС - экспортный вариант такси (поставлялся во многие страны мира, в том числе в Финляндию, ГДР).

15 июля 1970 года выпуск ГАЗ-21 всех модификаций был прекращен.

Технические характеристики в заводской комплектации ГАЗ-21:

  • Кузов: 4-дверный седан
  • Тип двигателя: карбюраторный, 4-цилиндровый,
  • Объем двигателя: 2432 см3
  • Мощность: 65/3800 л.с. при об/мин
  • КП: 3-х ступенчатая с синхронизатором 2-й и 3-й передачи
  • Подвеска передняя: независимая, рычажно-пружинная
  • Подвеска задняя: зависимая рессорная
  • Тормоза: барабанные
  • Расход топлива: 9 л/100 км
  • Максимальная скорость: 120 км/час
  • Тип привода: задний
  • Снаряженная масса: 1460 кг
  • Разгон:  0-100 км/ч за 34 сек

Особенности конструкции

Количество модификаций автомобиля ГАЗ-21 чрезвычайно велико. По сути, под общим именем «Волга» ГАЗ выпускал схожие внешне и по базовым характеристикам разные автомобили. Например, ГАЗ-23, построенный на агрегатах ГАЗ-13 «Чайки», обладал скоростными характеристиками, которые свойственны современным легковым автомобилям. А ГАЗ-М21 первых опытных выпусков мало чем отличался по тем же скоростным характеристикам от серийной ГАЗ-М20 «Победы».

В конструкции «Волги» всех «выпусков» было много архаичных черт. Гидропривод тормозов и рулевое управление не оснащалось усилителями, управление тяжелой машиной требовало от водителя физических усилий. Стояночный тормоз центрального типа (барабанный тормоз, схожий по устройству с колесным) устанавливался на хвостовик КП и воздействовал через карданный вал на ведущий задний мост. Трехступенчатая МКП имела синхронизатор лишь для двух высших передач.

Однако были и настоящие открытия. Конструкторам «Волги» удалось создать автомобиль, который привлекает внимание безупречным дизайном и спустя сорок лет после прекращения производства машины. Высокая прочность кузова - за счет точного просчета силовых элементов - породила многочисленные мифы о «толстом металле», из которого якобы штамповались кузовные детали автомобиля (на самом деле металл применялся такой же, что и в зарубежном автостроении).

«Волга» отличалась высокой устойчивостью к коррозии - за счет специальной обработки кузова «фосфатированием». Качество окраски кузова автомобилей первого и второго «выпусков» таково, что некоторые из них не требуют перекраски по сегодняшний день. Отдельно следует упомянуть двигатель ЗМЗ-21, выпускавшийся в огромном количестве модификаций. Он нашел применение на советских микроавтобусах, устанавливался на катера, экспортировался за рубеж.

История отечественного автопрома, увы, не богата знаковыми моделями, слава которых только преумножается от поколения к поколению. Таких вот горячо любимых в народе легковушек, оставивших след в истории, не наберется и на пальцы одной руки.

Но даже в этом скромном списке за «Волгой» прочно закреплен титул королевы. Поистине всенародная любовь к этому автомобилю — а нет, наверное, на всей территории бывшего СССР ни одной живой души, которая бы посмела дурно отозваться о 21-й — величина, по большому счету, не поддающаяся измерениям и объяснениям.

«Волгу» создавали в соответствии с последними достижениями науки и техники. Машина получила просторный салон, прибавила в мощности, умерив при этом топливный аппетит. Она не боится проселочных дорог и плохого асфальта, и станет самым комфортабельным и богато оснащенным на тот момент персональным автомобилем страны. Ей не только полагалась печка, радиоприёмник или такая знаковая мелочь, как подвесные педали, но даже и автоматическая коробка передач! Согласно изначальным планам, все «Волги», предназначенные для продажи частным лицам, должны были оснащаться АКП, «механику» же планировали использовать исключительно для служебных машин и такси.

 Автомобиль в Советском Союзе так и не стал средством передвижения, навсегда оставшись роскошью для избранных. И на рубеже 60-х это особенно чувствовалось. Едва появившись на рынке, 21-я сразу превратилась в этакий русский Cadillac не столько по форме и содержанию, сколько по идеологии. Ведь более статусную машину, если не считать стремительно устаревавший ЗИМ, в стране Советов купить было попросту невозможно. «Волга» буквально купалась в любви у себя на родине. Она снималась в кино и несла круглосуточную вахту в службе «скорой помощи», таксисты любили ее за надежность, а пассажиры — за плавный ход и мягкий диван. «Волге» за 14 лет конвейерной жизни повезло стать любимой машиной космонавтов и спортсменов, киноактеров и лучших певцов страны. Один из самых известных владельцев 21-й — первый космонавт Юрий Гагарин. Среди других известных владельцев Марк Бернес и Владимир Высоцкий, Юрий Никулин и Татьяна Лиознова, Николай Озеров и Лев Яшин, а также многие-многие другие звезды культуры и спорта. В наше время 21-е появились и в гараже Владимира Путина, и у президентов стран бывшего СССР.

 Из мечты советского человека о счастливом будущем и просто удачного автомобиля 21-я со временем превратилась в символ эпохи.

На Всемирной выставке в Брюсселе-1958 «Волга» была признана лучшим автомобилем на континенте, после чего её стали покупать в 75 странах. О неубиваемости «двадцать первой» слагались легенды.

Говорят, однажды московские дипломаты так лихо рассекали по набережной Каира, что их «Волга» свалилась в Нил. Бедняжку вытащили на берег, завели с полоборота — и, к восторгу собравшейся толпы, покатили дальше!

«Волга» достаточно красива и удобна, хотя медлительна и тяжеловата», — пусть сухо, но отнюдь не уничижительно резюмировал знакомство с русским седаном американский журнал Speed Age. «Русская машина подозрительно напоминает Ford 1953 модельного года, но у нее тихий мотор и продуманная конструкция», — добавлял авторитетное мнение Motor Trend. Ну а европейская пресса оказалась даже более щедрой на похвалы: «У русских получилась очень неплохая машина. Возможно “Волга” не поражает динамикой, зато подкупает замечательной плавностью хода и классной шумоизоляцией. А как машина берет подъемы — любо-дорого посмотреть!», — так почтительно о «Волге» летом 1962-го отзывался английский The Motor. А бельгийцы именовали её ещё более прямолинейно: «танк на колёсах». И покупали!

Отзыв авторитетного Autocar: «Общее качество исполнения на уровне лучших мировых аналогов. В «Волге вы не найдете следов некачественной сборки или плохих отделочных материалов».

Высокая плавность хода и умение ездить по плохим дорогам ценились в Скандинавских странах, близких к нам по климату, а также в Греции, «знаменитой» дорожным покрытием сомнительного качества. Именно в эти страны попало много 21-х, верой и правдой служивших в таксомоторных парках.

Высокое качество изготовления ГАЗ-21, высокая степень унификации деталей с автомобилями ГАЗ и УАЗ, безупречная репутация надежной машины привели к тому, что рынок автомобилей этой марки существует и сегодня. Автомобили реставрируются, поддерживаются в работоспособном состоянии, перепродаются и находят новых хозяев. Правда лишь относительно небольшая часть владельцев ГАЗ-21 использует эти машины для ежедневной езды. В основном это экспонаты частных коллекций или машины для эпизодических выездов и прогулок.

Сегодня «Волга» — один из самых распространённых ретрокаров страны. При этом популярный не значит дешевый. За экземпляры в идеальном состоянии рачительные хозяева просят от 1,5-2,5 миллионов рублей!

В статье использованы материалы сайтов zr.ru, drive2.ru, livejournal.com